ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Десятки японских автомобилей с повышенным фоном радиации уже попали на территорию России. "Фонящие" авто загнаны на площадку зоны таможенного контроля порта Владивостока в ожидании падения уровня радиации. Что произойдёт, если число ввозимых "грязных" машин будет исчисляться сотнями и тысячами?  

После мартовской аварии на японской АЭС "Фукусима", российские власти ввели запрет на поставки продукции из шести префектур страны: Фукусима, Чиба, Ибараки, Ганма, Точиги и Нагано. Усиленному радиационному контролю подвергаются как товары, так и пассажиры, прилетающие из Японии. Также на радиацию в РФ проверяются и китайские товары. Впрочем, сразу же после обнародования данных мер наши доморощенные скептики и циники поспешили дать неутешительные прогнозы, согласно которым в Россию неизбежно хлынет поток радиоактивных товаров из Японии, остановить которой будет вряд ли возможно. Направлять и поддерживать его будут наиболее оборотистые и не самые совестливые россияне, а потребителями станут широкие слои населения нашей страны.

Вынужденные, в отличие от граждан развитых стран, большую часть своего бюджета тратить на продовольствие, россияне станут активными потребителями дешёвых и качественных "грязных" промышленных товаров, не задавая и не задаваясь вопросами об их происхождении и возможной опасности. По всей видимости, эти пессимистические прогнозы начинают сбываться.     

В конце минувшей недели отечественные СМИ растиражировали  информацию о том, что за первые две недели апреля во Владивосток из Японии на теплоходах были доставлены первые десятки радиационно-опасных автомашин с повышенным уровнем ионизирующих излучений относительно естественного радиационного фона. Сотрудники Владивостокской таможни в порту Владивосток обнаружили 49 таких авто. Превышение фона по гамма-излучению составило на них от 2-3 до 6 раз, а у некоторых машин и больше. Также на автомобилях было обнаружено поверхностное загрязнение бета-активными радионуклидами – от 20 до 50 частиц/кв.см х мин. (на некоторых – до 100 и более). По сообщениям из Владивостокского порта (ВМТП) все они были задержаны на специально отведённой площадке в зоне таможенного контроля, огорожены и обозначены знаками радиационной опасности. Закономерно возник вопрос, что же делать дальше?

Главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко заявил в четверг СМИ, что власти порта должны провести дезактивацию машин за счёт фирм, либо физических лиц, которые ввозили эти авто в РФ. В ответ на это портовики указали, что дезактивировать машины разрешается только на специальных полигонах, но российское законодательство запрещает вывозить радиоактивный груз за пределы порта. За этим бдительно следят работники таможни. Можно было бы вернуть груз обратно в Японию, но таможенники говорят, что у них нет соответствующего заключения экспертов Роспотребнадзора. Директор по производству ОАО "Владивостокский морской торговый порт" Сергей Лопунов уже успел сообщить СМИ, что при непринятии срочных мер работа предприятия в ближайшие дни может быть парализована.      

Руководитель энергетического отдела "Гринпис Россия" Владимир Чупров прокомментировал в прессе сложившуюся ситуацию. По его мнению, при озвученном дальневосточными таможенниками превышении радиационного фона, "человеку нужно где-то пару месяцев поездить, чтобы получить радиоактивное облучение". "Радиоактивная пыль, которой покрыты эти автомобили, содержит в себе элемент цезий-137. Он выводится из организма до 70 суток. Радиоактивная пыль может попасть на кожу, может попасть в лёгкие. Это уже внутреннее облучение, от него просто так не избавиться. Поскольку дозы воздействия будут малыми, то видимых следов наподобие "ядерного загара", отслоения кожи или выпадения волос не будет. Однако увеличивается в разы риск онкологических заболеваний. Это могут быть внутренние органы, кожа - в зависимости от того, на какую часть тела оказывалось большее воздействие. Ну и, конечно, общее ухудшение здоровья", - обрисовал положение вещей эколог. По его мнению, очистка "грязных" авто довольно дорогостоящее занятие. При этом неизбежно возникает вопрос, куда девать "грязную" воду, которая останется после чистки авто под мощными струями воды (именно так чистили металл в Чернобыле). "Я думаю, что гораздо выгоднее с экономической точки зрения отправить их обратно в Японию. Ведь не все же автомобили, которые оттуда идут, заражены. Значит, есть возможность ввозить нормальные. Вот пусть и ввозят", - предложил Владимир Чупров.             

К счастью, накалившаяся ситуация начала разрешаться сама собой. Согласно последним сообщениям из Владивостока на вечер вчерашнего дня, на половине "фонящих" машин, ввезённых во Владивосток пропали следы радиации. "На 20 машинах, которые были контаминированы короткоживущими радионуклидами, уровень радиации упал. Сейчас решается вопрос об их выдаче владельцам", - заявил вчера СМИ Г.Онищенко. В принципе, как объясняют эксперты-физики, такое действительно возможно. Период полураспада радиоактивного йода-131 - 8 дней.

Однако вопрос: что же делать дальше, остаётся, тем не менее, принципиально неразрешённым. Как заявил начальник отдела таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Дальневосточного управления Роман Фанин: "В порт каждый день привозят из-за границы около 300 машин, поэтому число радиоактивных может увеличиться в разы". С другой стороны, утечка радиоактивных материалов на Фукусиме не ограничивается йодом. Специалисты в Швейцарии и Южной Корее уже зафиксировали утечки цезия-143 (период полураспада - 2 года) и цезия-137 (период полураспада - 30 лет). Как будет развиваться ситуация, если на Дальнем Востоке скопятся десятки или сотни авто, загрязнённых долгоживущими радионуклидами? Очевидно, что российские власти всех уровней должны срочно искать приемлемые решения для недопущения подобной ситуации.

Что же остаётся делать простым россиянам? По всей видимости, прежде всего, следовать советам врачей-радиологов и не поддаваться панике. Вызванные ею стрессы и фобии сами по себе могут привести организм в болезненное состояние. А для подстраховки можно обзавестись и собственным карманным дозиметром. Бережёного, как известно, Бог бережёт.    

Наша справка:

ОАО "Владивостокский морской торговый порт" - один из крупнейших портов на Дальнем Востоке. ВМТП оказывает услуги по обработке контейнерных, навалочных, генеральных грузов. Он имеет 17 причалов общей протяжённостью 4 км. В 2010 г. грузооборот порта составил почти 7 млн тонн. ОАО "Дальневосточное морское пароходство" (ДВМП), входящее в транспортную группу Fresco, на паритетных началах с менеджментом порта контролирует 95,6% акций компании.  

Андрей Терёхин, Ореанда-Новости

Читайте также:

Онищенко обещает, что владельцам отдадут часть "фонящих" "японок"

Как отразится на россиянах авария на Фукусиме?

Новое землетрясение обесточило АЭС в Онагаве (Япония)